Педагог-психолог
Неделя психологии
С 9 по 15 октября в нашей школе прошла осенняя Неделя психологии. Мероприятия этого сезона были посвящены развитию ценностно-смысловой сферы обучающихся и их психологической безопасности. Яркую и насыщенную мероприятиями Неделю психологи помогли провести студенты гуманитарно-педагогического факультета Братского государственного университета.
В рамках Недели проведены социометрические исследования классных коллективов и анкетные опросы родителей наших школьников.
На игровом занятии «Приумножь добро» ребята начальных классов рассуждали о том, что такое доброта и укрепляли позитивное отношение к окружающим. На тренингах цикла «Ответственный выбор» подростки погружались в размышления о чувстве самоценности и ответственности за свою жизнь и свой выбор. Старшие школьники участвовали в тренингах, направленных на формирование представления об уникальности и ценности каждой личности; развитие и укрепление понятия самоценности; формирование уважения к окружающим.
Отзывы участников говорят о том, что тренинги прошли интересно. А мы знаем, что это время они провели с большой пользой.
Готов ли Ваш ребенок к школе?
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная "задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учёбы.
Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд. Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость.
Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу "неуправляемых” детей и нарушителей порядка.
Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка ни для вас.
Неделя психологии
В этом году в рамках Недели психологии в нашей школе реализовывались мероприятия, способствующие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата, психологически безопасной образовательной среды, чувства психологического благополучия у участников образовательных отношений, формированию смысложизненных ценностей. Обучающиеся и преподаватели активно, с интересом принимали участие в психологических классных часах «Все о дружбе», тренингах «Смысл жизни» и «Управление стрессом», занятиях по развитию эмоционального интеллекта, различных диагностиках, которые помогли им лучше узнать себя, свой характер, способности и ценности. Неделя психологии прошла насыщенно, живо, с хорошей активностью, с высоким познавательным интересом. Мероприятия не нарушали учебный процесс, а создавали благоприятный психологический настрой у обучающихся и педагогов школы.
Выражаем огромную благодарность за помощь в проведении мероприятий студентам базовой кафедры истории, педагогики и психологии Братского государственного университета!