Исследовательская и проектная деятельность
Что такое учебный проект для ученика?
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит
практический характер и значим для самих открывателей.
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый,
инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой,
научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы -
это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования,
благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.
Виды проектов
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя
роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют
информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты,
альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии:
проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране
окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересованность углубленным изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь
ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда
является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение
имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является
проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также
становится средством решения проблемы проекта.
Вид
проекта |
Цель
проекта |
Проектный
продукт |
Тип
деятельности учащегося |
Формируемая
компетентность |
Практико-ориентированный |
Решение практических задач заказчика проекта |
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции,
памятки, рекомендации |
Практическая деятельность в определенной
учебно-предметной области |
Деятельностная |
Исследовательский проект |
Доказательство или опровержение какой-либо
гипотезы |
Результат исследования, оформленный в виде
презентаций, стенгазет, буклетов |
Деятельность, связанная с экспериментированием,
логическими мыслительными операциями |
Мыслительная |
Информационный проект |
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении |
Статистические данные, результаты опросов
общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо
вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации |
Деятельность, связанная со сбором, проверкой,
систематизации информации из различных источников; общение с людьми как
источниками информации |
Информационная |
Творческий проект |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Литературные произведения, произведения
изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции,
внеклассные занятия |
Творческая деятельность, связанная с получением
обратной связи от публики |
Коммуникативная |
Игровой или ролевой
проект |
Предоставление публике опыта участия в решении
проблемы проекта |
Мероприятие (игра, состязание, викторина,
экскурсия и тому подобное) |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Коммуникативная |
Этапы работы над проектом
Структурные элементы пояснительной записки
Титульный лист
В верхнем поле указывается полное
наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова
"тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным -
соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать
название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно
кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя,
номер школы и класс проекта (в именительном падеже). Затем фамилия и
инициалы руководителя проекта.
Оглавление
Введение к работе
Главы основной части
Следующее ставится формулировки
цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
В первой главе проекта
рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится
краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой)
необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы,
рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта
необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может
включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается
алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую
и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный
расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и
маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической
оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация
проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде,
нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения