Организация обучения первоклассников в адаптационный период
Согласно п.10.10. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.122010 № 189) в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока продолжительностью 35 минут каждый. При этом федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начальной школы, учебным планом, как составной частью программы, в первом классе максимальная учебная нагрузка составляет 21 час. Таким образом, возникает разница в учебном времени при организации адаптационного периода (15 часов в неделю) и учебным планом (21 час в неделю).
В сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-экскурсий и т.п. Эти уроки также являются обучающими, где изучается или закрепляется программный материал.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и, по возможности, проводится на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 24 урока физкультуры и 16 уроков в нетрадиционной форме: до 5-ти уроков-экскурсий по окружающему миру, до 4-х по изобразительному искусству, до 6-ти по технологии, до 5-ти - уроков по различным видам творчества.
Все четвёртые уроки, проводимые в первой четверти (сентябрь-октябрь) в познавательно-игровой форме, записываются в классном журнале с обязательным указанием формы проведения урока.
Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 г.Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10
(п.10 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса)
10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость
классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать
25 человек.
10.2.
Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года,
рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или
в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к
условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного
возраста.
10.3.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане
рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени
и каникул.
10.4.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не
допускается.
В
учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение
проводят только в первую смену.
В
учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11
классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую
смену.
Обучение
в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
10.5.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности
превышать величину недельной образовательной нагрузки.
10.6.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
- для
обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для
обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за
счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для
обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
- для
обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для
обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует
планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 45 минут.
10.7.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение
3 настоящих санитарных правил).
10.8.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности
предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные
предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика)
чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической
культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы
естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные
предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для
обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.
В
начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В
течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
10.9.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать
45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется
пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса,
продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность
учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60
- 80%.
10.10.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
-
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
-
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по
4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
-
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
- для
посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее
1 часа), 3-разового питания и прогулок;
-
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
-
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном
режиме обучения.
10.11.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный
день в четверг или пятницу.
10.12.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется
организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении
ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой
перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию
двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке
учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
10.13.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения
влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной
эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв
увеличивают до 60 минут.
10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.